Детский и семейный труд на кофейных фермах мира
бесплатная доставка
при заказе от 1200 грн.

Детский и семейный труд на кофейных фермах мира

По мнению бывшего Генсека ООН Кофи Аннана, равноправие женщин, мужчин и детей, уравнивание оплаты их труда и улучшение уровня образования являются самыми сильными стимулами для повышения экономической производительности и социально-экономического развития общества. Мы с ним абсолютно согласны, особенно в контексте того, что сейчас порядка 85% кофейных плантаций используют семейный труд, то есть, работниками являются мужчины, женщины и дети.

Проблематичность детского и семейного труда на фермах

Условное «западное» общество довольно далеко отстоит в своей социально-семейной модели от развивающихся стран. В «богатых» и «старых» странах принято, что женщина является домохозяйкой, только если сама не желает работать и строить карьеру. Тогда как в остальном мире среднестатистический муж не может финансово потянуть семью из 4-5 человек (2 взрослых и 2-3 детей), чтобы жить в достатке и без нужды. И его жена, а также нередко подрастающие дети вынуждены работать. Элементарно, чтобы прокормиться. Но, вы знаете, особо печальным является то обстоятельство, что иногда даже результатов их совместного труда не хватает, чтобы выбраться из трущоб.

В сельхоз сфере женщины, зависимо от страны, составляют от 50% до 90% рабочей силы. Детский труд используется в среднем по Земному шару на 2%, то есть, 2% детей среди всего детского населения работают. В отдельных странах этот показатель составляет шокирующие 60%! Где это такое, спросите вы? В Гвинее-Биссау, например.

Впрочем, не весь детский труд считается отрицательным. Каждая страна отделяет «плохой» от «хорошего» по-своему. Самые общие характеристики, по которым происходит отделение, в целом таковы:

• Учится ли ребёнок (в школе, гимназии, с личным/приходящим учителем и т.п.);

• Нормальным ли образом происходит его умственно-психологическое развитие;

• Нормально ли ребёнок развивается физически, не перетруждается ли;

• Имеет ли свободное время для игр, проведения времени со сверстниками, полноценного сна;

• Помогает ли труд ребёнка трудоустройству на его будущую взрослую работу и воспитанию чувства ответственности;

• Получает ли ребёнок адекватную оплату за свой труд?

 

Если ответами на эти вопросы является «да», тогда такой труд считается полезным для ребёнка, который только позволит ему вырасти более адекватным и вовлечённым в социум человеком.

Если ответы хотя бы на 2-3 пункта (и более) — «нет», тогда это считается «плохим» трудом, который должен быть прекращён по отношению к ребёнку.

 

Некоторые страны подходят к этому вопросу довольно формально или вовсе делают вид, что проблемы лично у них не существует. Несмотря на то, что у каждой страны свой минимальный порог для работы, дети возрастом от 4 лет (!!!) принудительно работают в таких странах как Кот-д’Ивуар, Бразилия, Соломоновы о-ва, Бутан, Тонга, Нигерия, Белиз и Мьянма. Занимаются они там неквалифицированным, но тяжёлым трудом: прополка, удобрение, сбор урожая, тягание ёмкостей с урожаем, сушка, мойка, сортировка… Такой труд без преувеличения лишает детства, препятствует интеллектуальному развитию ребёнка и травмирует психологически.

Несмотря на то, что детский труд регламентируется почти везде в мире, его всё равно много — ведь около 160 млн. детей (в возрасте до 18 лет) работают, и далеко не весь их труд классифицируется как «положительный». Среди стран, где детский труд обоих разновидностей распространён наиболее, можно назвать, помимо уже отмеченных выше, такие как Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гвинея, Гондурас, Кения, Мексика, Никарагуа, Панама, Сьерра Леоне, Танзания, Уганда и Вьетнам. В ряде самых неблагополучных стран работающие дети не ходят в школу совсем или пропускают часть уроков на постоянной основе из-за работы. Так, в Гайане работают 20% детей и 25% из них пропускают из-за этого уроки хотя бы 1 раз в месяц. В уже упомянутой Гвинее-Биссау пропускают школу почти половина детей, а в Гане — четверть.



Не только бедность гонит детей работать. Если их мамам не с кем оставить ребёнка, когда они идут на работу, то они берут их с собой. И происходит привыкание к работе с самих пелёнок. К тому же, семейная работа на кофейных фермах чудовищно часто распространена среди пикеров (сборщиков урожая кофе в зёрнах): их заработок зависит от собранных килограммов арабики или робусты. К примеру, в Гватемале, чтобы получить минимальную дневную зарплату, равную 3 долларам США, одному человеку надо собрать 45 килограммов ягод фермерского кофе. Для понимания — при среднем весе 1 ягоды на кусте в 15 грамм, это будет 3000 ягод или 6-7 ведёр. Каждый день! И если сборщик органического кофе может привлечь свою жену и детей, то, собрав, например, 100 килограмм в день, на семью он получит уже не 3, а 6,7 дол. Зачем же терять такую возможность или делиться ягодами обычных или элитных сортов с конкурентом-сборщиком? Особенно учитывая, что именно сборка урожая кофе привлекает почти всех сезонных рабочих, будучи продолжительностью до полугода за 12 месяцев максимум. К тому же, сезонные рабочие переезжают с места на место в поиске работы, а потому они не могут устроить своих детей на постоянную учёбу, а своих жён не могут поставить за плиту хорошего просторного дома, который в 3-м десятилетии 21 века становится всё менее доступным обычным слоям населения (даже в богатых странах).

 

Что делается для улучшения ситуации?

Очень много кто не закрывает глаза на эти и аналогичные факты. Одним из последних примеров был скандал в конце 2010-х, связанный с тем, что, как выяснили пронырливые журналисты, компании Nespresso и Starbucks закупали для своих купажей арабики и робусты зерно у ферм, использующих детский труд. Это вызвало общественное возмущение, внутреннее расследование самих компаний и немного снизило стоимость их акций.

Кроме таких периодических журналистских «выстрелов», в мире работают тысячи и тысячи программ различных уровней, направленных на разные аспекты улучшения жизни и экономического пространства в разных странах:

1. Улучшение образовательных программ. Открытие школ, организация выездных учителей и школьных автобусов. Даже взрослым, не учившимся ранее, предлагается получить образование, чтобы они могли устроиться на офисную или другую работу с постоянным местом жительства, чтобы дать цивилизационные блага их семьям.

2. Стимулирование миграции населения в более богатые районы, туда, где есть работа или открываются предприятия.

3. Гранты и целевые кредиты/программы на открытие или развитие своего бизнеса.

4. Участие кофейных коммунальных предприятий и организаций в развитии их регионов, чтобы строить там дороги, школы, больницы, и создавать рабочие места постоянного характера.

5. Предотвращение принудительного, рабского труда и торговли людьми как часть более широкой социальной и юридической защиты.

6. Улучшение законодательства стран и работа с кадрами, чтобы обстановка в стране в целом была более благоприятствующая с точки зрения экономики, социальных программ, криминогенного уровня, занятости, образования и пр.

 

Мы в Coffee Story тоже целиком и полностью за то, чтобы кофейная индустрия была прогрессивным движителем человечества, и постепенно избавлялась от недостатков. Во время российской войны в Украине, мы участвуем в отечественных социальных программах, например, волонтёрство и отчисления на нужды ВСУ (а до этого мы принимали участие в мировых программах и планируем к этому вернуться сразу после нашей с вами победы над рашистским злом). Поэтому, покупая кофе в Интернет-магазине coffeestory.in.ua, вы помогаете нашей Армии!